История

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Почитание святых Ангелов в церкви столь же древнее, как и сама Церковь. В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Бога заповеди, в то же время принял от Него повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов. (Исх. 37, 7-9). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Наши глубоко верующие предки благоговели пред Ангелами, ибо через них нам особенно помогает Бог. В благодарность строили храмы в честь Небесных Вестников.

Один из таких храмов во имя Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных построен в селе Ракитном Нововодолажского района Харьковской области. В 2005 году исполнилось 200 лет со дня освящения храма. Эта церковь в стиле классицизма была построена в 1805 году, стараниями боголюбивого полковника Михаила Матвеевича Куликовского (1756-12.03.1832). На старых, еще дореволюционных фотографиях слева от неё видна колокольня, которая не сохранилась. "Архитектура сооружения лаконична, выразительна и монументальна. Двухъярусная колокольня, возведенная одновременно с церковью, утрачена. Памятник — один из лучших сооружений подобного типа на украинской земле". Это цитата из книги "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (т.4, Киев с. 116).

Сквозь столетия, пронесшиеся над этой землей огненными вихрями войн, разрушений, гонений вновь и вновь сокрушавшими все то, что с любовью к Богу и родной земле созидал человек в исторически короткие моменты затишья, — сквозь все это прошел храм, как символ неистребимого стремления человека к духовным вершинам, как память о душах и руках его строителей — местных жителей.Юбилейная дата — повод заглянуть в прошлое.

К оглавлению

Село Ракитное — точка на карте Слобожанщины

Село Ракитное расположено на левом берегу реки Мжа, в пятнадцати километрах от районного центра Новая Водолага, в трех километрах от железнодорожной станции Ордовка и в пяти километрах от того дорогого каждому христианину слободского края места, где явилась икона Божьей Матери Озерянская.

Вид на храм со стороны усадьбыКрасивое, живописное село, уютно расположившееся на возвышенности, окруженное раздольем полей и тенистым лесом. Эти земли с давних времен привлекали к себе людей. Именно здесь проходил некогда край земли православной. На юго-востоке за рекой Мжой (Межа) властвовало мусульманство, язычество. Разлом вер делал опасной жизнь любого христианина на берегах этой тихой и живописной реки. Вместе с тем, казаки-переселенцы из правобережной Украины уходили не только от экономического и национального гнета польской шляхты, но, может быть, в первую очередь от гнета католического. Наши далекие предки селились здесь еще во времена правления царя Алексея Михайловича, отца Петра I.

Переселенцы из Правобережных украинских земель основывали свои слободы, села, хутора, города на раздорожье Дикого поля, граничащего с Россией, Речью Посполитой и Крымским ханством. Сюда же бежали из-под гнета крепостничества русские крестьяне, в основном из Черноземья. Так рождалась Слободская Украина. Заселение Слобожанщины сопровождалось борьбой с набегами татар. Этим была вызвана необходимость строительства укрепленных линий крепостей: Белгородской, Изюмской, Украинской. Исследователь истории Слобожанщины Дмитрий Багалей упоминал крупные набеги татар на Слобожанскую землю, имевшие место в 1680 и 1691 годах. Татары нападали ордами, насчитывающими до пяти тысяч человек. В 1680 году казаки во главе с полковником Григорием Донцом разбили татар под Харьковом. В 1687 году Григорий Донец нанес удар по Азовской орде, которая жгла и разрушала населенные пункты Харьковского и Изюмского казацких полков. Но в 1689 году татарам удалось разрушить Новую Водолагу. В те годы для обороны южных границ Российского государства были возведены крепости: Цареборисов, Савинск, Балаклея, Лиман, Змиев, Соколов, Валки, Новый Перекоп, Ольшаны, Водолага и др. В ходе строительства этой Новой линии казаки Харьковского полка под руководством Григория Донца укрепили слободы Новая и Старая Водолага острогами.

Между острогами (крепостями) постепенно возникали новые поселения. Так родилась и слобода Ракитное. Название происходит от слова "ракита" (верба); заросли ракит распространены в долинах и берегах реки Мжа. Дмитрий Багалей писал, ссылаясь на ведомости 1749 года об окружных казацких землях, что в семи верстах от Мерефы было основано село Ракитное лет пятьдесят назад. Значит, Ракитное основано в 1699 году. Эту дату называют и данные, представленные Институтом истории Украины. Впрочем, и Д. Багалей, и другие источники называют основателем села полковника Григория Донца, который, как известно, умер в 1690 году. После его смерти Харьковский полк возглавил младший сын — Федор Григорьевич Донец-Захаржевский. Эту должность он занимал до своей кончины в 1705 году. Если дата возникновения Ракитного 1699 год — соответствует действительности, то основателем села следует считать Федора Донец-Захаржевского. Известно, что после его смерти Ракитным владела вдова полковника и сын Иван Федорович.

В 1711 году во время Прутского похода Петра I в свите князя Дмитрия Константиновича Кантемира, молдавского дворянина, на Слобожанщину прибыл Прокопий Куликовский. Волох по происхождению, он становится Харьковским полковником. Прокопий Куликовский был родоначальником знаменитого слобожанского рода Куликовских. А родовым имением Куликовских на протяжении полутора столетий являлось Ракитное. Земельной собственностью Прокопий Куликовский был награжден грамотой Петра I. После смерти полковника имение и соседнее село Борки унаследовали его сыновья Юрий Прокопьевич и Матвей Прокопьевич Куликовские. Владельцы Ракитного — вдова Донец-Захаржевского и его сын Иван продали село липецкому сотнику Черняку. А после смерти сотника до 1746 года Ракитным владела его вдова, которая вышла замуж за подполковника Куликовского и передала село в наследство мужу.

В 1778 году Ракитное насчитывало уже 93 двора, где проживало черкасс (украинцев): мужчин 507, женщин 510 душ. В "Межевой книге земельного владения Валковского уезда" детально перечисляется, какие деревья росли тогда в лесу: сосны, ели, дубы, клены, березы и другие породы. В лесу водились медведи, волки, дикие кабаны, лисицы, горностаи, куницы, лоси, косули, тетерева, глухари, перепела. Южная межа села проходила по речке Мжа, а северная — по речке Мокрая Ракитная, от которой осталось только название села, расположенного в четырех километрах от Ракитного. А в тех реках водились сомы, судаки, лещи, лини и еще десяток видов рыб. На 1085 десятинах пахотной земли жители Ракитного выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, свеклу, морковь, редьку, капусту, горох, картофель, брюкву, огурцы, бахчевые и другие культуры. Население занималось хлебопашеством, огородничеством, бахчеводством и садоводством. А зимой — ткачеством из овечьей шерсти и конопли, лозоплетением, гончарством, кузнечным промыслом и рукоделием. В те времена в сентябре в Ракитном проходили ежегодные ярмарки, собиравшие купцов и население со всей округи. В 1761 году Военная коллегия назначила Харьковским полковником Матвея Куликовского. А в 1767 году после ликвидации казачьих полков он стал предводителем харьковского дворянства. Сын Матвея Прокопьевича — Михаил Матвеевич — был полковником, Валковским предводителем дворянства. Именно он унаследовал после смерти отца Ракитное.

К оглавлению

История рода дворян Куликовских

Родоначальником знаменитого слободско-украинского рода Куликовских был Прокопий Куликовский (II половина XVII? — 1727?), происходивший из молдавского дворянства и выехавший в Российскую империю во время Прутского похода Петра I в 1711 году в свите князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Род последнего, вспыхнув в истории российской словесности именем поэта Антиоха Кантемира, тихо угасает в никому неизвестной Рогани. По городам и весям обширной православной империи расходятся в поисках службы, славы и богатства родовитые беженцы. Авторитет Прокопия Куликовского в окружении князя Кантемира, судя по всему, был очень высок, а служба его достаточно высоко ценилась царским правительством, поскольку уже в следующем 1712 году он занимал высокую должность Харьковского полковника, несмотря на то, что харьковская старшина выражала свое недовольство таким назначением.Служба Прокопия Куликовского была вознаграждена грамотой Петра I на земельную собственность, значительно расширившуюся, благодаря энергичности полковника.

Герб КуликовскихИз потомства Прокопия Куликовского известно три сына. Старший — Константин Прокопьевич Куликовский — погиб в 1719 году при невыясненных обстоятельствах.Второй сын П. Куликовского — Юрий Прокопьевич Куликовский — по грамоте Петра I от 1727 года (вероятно в этом году или накануне умер его отец) унаследовал все имения отца. Он был жив еще в 1779 году, но согласно описи Харьковского наместничества числится лишь почему-то владельцем с. Борки. Вероятнее всего, что отцовское наследство было поделено между ним и младшим братом — Матвеем Прокопьевичем Куликовским (1711 — конец XVIII века), наиболее известным из наследников Харьковского полковника.Матвей Прокопьевич Куликовский был последним Харьковским полковником (1761), а после ликвидации полкового деления Слобожанщины избран предводителем дворянства Харьковской округи, что свидетельствовало о его большом авторитете в среде украинского дворянства.

К этому времени Куликовские были одной из богатейших семей Слободской Украины и прочно утвердились среди украинской аристократии. Этому в значительной мере способствовали и два брака Матвея Куликовского.Первым браком Матвей Прокопьевич был женат на Пелагее Степановне Родзянко, дочери Хорольского сотника (1723-1735) и Миргородского полкового обозного (1735), т.е. человека, занимавшего высокие должности среди казацкой старшины. Род Родзянок принадлежал к самым верхам малороссийской старшинской элиты и был связан родством с такими старинными родами, известными еще в период Хмельнитчины, как Матросы, Костенецкие, Бороздны, Оболонские, Свечки и ряд других. Родная сестра жены Куликовского — Татьяна Степановна — была супругой генерального судьи Демьяна Васильевича Оболонского.Первая жена Куликовского — Пелагея Степановна — умерла, очевидно, в молодом возрасте, поскольку в 1746 году Матвей Прокопьевич женился второй раз на вдове липецкого сотника Черняка, которая и принесла ему в приданное с. Ракитное, ставшее родовым имением Куликовских.

К концу XVIII века в описании Харьковского наместничества этот населенный пункт назван слободой, в которой проживало 459 душ. Кроме Ракитного Матвей Прокопьевич Куликовский владел с. Николаевка Валковского округа (157 душ) и селом Чепель Изюмского комиссарства (463 души), а также одним из пяти частновладельческих кирпичных заводов Слобожанщины.Куликовские, как иностранные дворяне, были внесены в 4-ю часть "Дворянской родословной книги Харьковского наместничества", поскольку происходили из Валахии и их род был известен там до 1600 года. (В эту книгу внесены все дворяне иностранного происхождения, проживавшие и имевшие земли на Слобожанщине). Условием включения в Родословную книгу было наличие до 1600 года дворянства у предков ныне живущих в пределах империи представителей теперь украинского рода. Права их должны были быть обязательно подтверждены в Герольдии, как и герб, принадлежащий ранее роду и на который теперь они теперь имели право в Российской империи, как ее дворяне, иностранного происхождения.

Следующие поколения Куликовских еще более упрочили связь своего рода с украинской элитой. Дочь Матвея Куликовского — Мавра Матвеевна — была второй женой бунчукового товарища Василия Андреевича Полуботка (? – 28/29.VI.1769). В.А. Полуботок — это внук наказного гетмана и черниговского полковника, украинского национального героя Павла Леонтьевича Полуботка. Через сестру Василия Андреевича — Прасковью Андреевну Полуботок (в замужестве Коробовская) — род Куликовских породнился еще с рядом знаменитых в истории Украины родов: Белухами-Кохановскими, Иваненками, Капнистами, Муравьевыми-Апостолами и др. Мавра Матвеевна Полуботок была известна своей благотворительностью. Так в 1808 году она пожертвовала 2000 рублей (по тем временам огромные деньги) на Новгород-Северскую гимназию. Сын М.П. Куликовского — Михаил Матвеевич полковник, валковский уездный предводитель дворянства унаследовал после отца Ракитное.

К оглавлению

Имение Куликовских в с. Ракитном — жемчужина русского классицизма

Михаил Матвеевич Куликовский службу начал с 1769 года в чине сержанта. С 1803 по 1816 гг. предводитель Валковского уездного дворянства. Именно ему принадлежала честь капитального переустройства имения отца. Он возвел новую усадьбу — роскошный одноэтажный дом с колоннадой в дорическом стиле, лоджиями, флигелем.

Архитектор Г. Лукомский, путешествуя по Слобожанщине в первые годы ХХ века, был восхищен усадьбой Куликовских. В своей книге "Старинные усадьбы Харьковской губернии", изданной в Петрограде в 1917 году, Г. Лукомский пишет: "По своей архитектуре дом производит чрезвычайно приятное впечатление. С обеих сторон украшенный колоннадой, он очень логичен и уютен по плану".

Усадьба КуликовскихДорические канелированные колонны, колоннады образуют ряд удлиненных лоджий, изящные окна удлиненных пропорций, великолепные модульные карнизы. Дом поставлен на очень низкий цоколь, поэтому пропорции его имели уютный характер. Удачна обработка боковых выступающих частей рустами и пилястрами. Внутри хороши створки дверей и великолепны внутренние старинные ставни. Кроме панского дома, Михаил Матвеевич построил конюшню, псарню, птичник, оранжерею, скотный двор, выездную площадку. Возле дома был разбит огромный сад с террасами, прудами и беседками. Усадьбу украшали дубовая роща и парк, где росли диковинные деревья, в том числе много редких хвойных пород.

Женой М.М. Куликовского была дочь генерал-лейтенанта Антона Злотницкого-Людгарда. Дети его от первого брака: Александр (1798), Варвара (1800) была замужем за артиллерийским поручиком Иваном Андреевичем Зарудным, Анна (1804), Мария (1805), Елизавета (1807). Дети от второго брака: София (1810) в замужестве Хлопова, Елена (1812) в замужестве Перекрестова-Осипова, Елизавета (1813). София Хлопова упоминается в клировой ведомости за 1849 года: "От помещицы полковницы Софии Хлоповой безмездно доставляются для Богослужения просфоры благовидные". (Ф40 оп 110 ед.хр. 1129)

Печальна история имения Куликовских. После смерти М.М. Куликовского все имущество его перешло к двум дочерям его Хлоповой и Пекрестовой-Осиповой. Хлопова променяла Ракитное Андрееву. Последний умер бездетным. Претенденты на село, в т.ч. графиня Верзилина, не добились признания имения за ними. Кем-то было составлено поддельное завещание, и в итоге имение как выморочное, поступило в казну, передано Министерству земледелия (около 1880 года). К этому времени относится переделка построек и, даже, хищение имущества. Главный дом, который отстоял местный помещик П.И. Палицын, остался таким же, как прежде. Снесены были до основания трехэтажный простой архитектуры флигель, конюшни, оранжереи. Все это было разобрано на кирпич, доставали его еще из каких-то подземных ходов. В доме была военно-ремонтная канцелярия, потом он служил дачею института, позже перебралась сюда детская колония. В начале ХХ века, благодаря стараниям генерала Зарудного, здесь была открыта школа садоводства. В 1915 году в ней обучалось 32 человека. Школа сотрудничала с Ракитянским лесничеством, возглавляемым лесником Д.А. Данилевским. Отсюда во многие уголки Российской империи отправлялись сеянцы и саженцы редких лиственных и хвойных пород, в том числе крымской сосны, кустов, плодовых деревьев. Большая часть земли в с. Ракитном принадлежала Штабс Ротмистру Палицыну П.И. (1500 десятин 1810 кв.сажень) и надворному советнику Александру Никоновичу Андрееву (1396 десятин 780 кв.сажень). Другие землевладельцы Ракитного: Харьковский Потомственный Почетный Гражданин Никита Акимович Павлов (453 десятины 2220 кв.сажень) (сейчас его именем называется один из районов Харькова — Павловка), Харьковской третьей гильдии купец Иосиф Иванович Ващенков (395 десятина 3300 кв.сажень), Государственный крестьянин Степан Иванович Бобловский (173 десятины 1080 кв.сажень). (Ф25, оп 19, ед.хр. 1358, 1359, 1360, 1361, 1362, 1363, 1364) Дочь Куликовского Перекрестова-Осипова в 1851 году владела винокурней в с. Ракитном.

Как бы не менялся облик усадьбы, но украшением ее всегда была церковь.

К оглавлению

Дом, посвященный Богу

Героизм борьбы за Слобожанский край был неотделим от героизма борьбы за православную веру. Закономерно: везде рядом с крепостями военными возникали крепости духовные — храмы.Первое письменное упоминание о Архангело-Михайловском храме датируется 1712 годом. Вероятней всего, это была деревянная церковь, потому что новое упоминание церкви указывает на ее постройку в 1762 году, которая тоже была деревянной. Вот как описывается церковь в клировых ведомостях за 1804 год "Церковь деревянная. Построена 1762 года. Не совсем крепкая. На месте оной созидается каменная. Престол один Архангела Михаила. Колокольня деревянная, крепкая, на ней колоколов пять: 1-й — 14 пудов и 15 фунтов, 2-й — 2 пуда и 2 фунта, 3-й — 1 пуд и 20 фунтов, 4-й и 5-й по полпуда". (Ф40 оп 110 ед.хр. 1107)

Храм Архангела Михаила до ремонта в 1895 годуВ 1805 году на средства полковника Михаила Матвеевича Куликовского была построена новая церковь, каменная, освящена 8 ноября (по старому стилю) преосвященным Христофором (Сулима) Епископом Слободско-Украинским и Харьковским. Новая постройка — настоящее чудо архитектуры. Внешне храм круглый с двумя выступающими со стороны паперти и алтаря портиками. Первый портик — с выступом, второй — плотнее примыкает своими колоннами к телу здания. Венчает его купол на барабане с прорезанными в нем окнами. Григорий Лукомский писал: "Церковь связана с домом в одно архитектурное целое. Композиция ее очень благородна и красива". Храм был очень богато убран. Интерьер украшали: решетка аналоя в стиле ампир, большое серебряное паникадило, маленькое паникадило в стиле Елизаветинского барокко, местные иконы в старинных резных рамах (очевидно местных школ), лик Спасителя, типа Гвидо Рени, в серебряном окладе. Иконостас был синий с золотыми полосами (позже весь позолочен). Вместо иконы "Тайная вечеря" была звезда, вместо "Голгофы" — "Господь Саваоф". Позднее эти иконы были замены другими. Надо отметить, что внутри церкви были захоронены ряд лиц из рода Куликовских и им были поставлены памятники-надгробия.

Еще грациознее была возведенная подле храма в 1827 году двухъярусная каменная колокольня. Первый ее ярус окружали колонны, второй — украшали плоские пилястры. В самом теле колокольни прорезаны ниши, пропорция окна звона – узкая арка. Арка производила впечатление воздушности. На каменной колокольне, как и на старой деревянной, было тоже пять колоколов: 1-й — 46 пудов и 30 фунтов, 2-й — 9 пудов и 31 фунт, 3?й — 4 пуда, 4-й — 1 пуд, 5-й — 30 фунтов. (Ф40 оп 110 ед.хр.117) Новая каменная ограда на месте деревянной была выстроена в 1828 году.

С 1849 до 1895 года храм был трехпрестольный: главный во имя Архистратига Михаила холодный, и два на хорах теплые: с правой стороны в честь Нерукотворенного образа Спасителя и Ахтырской Божией Матери, а с левой – во имя святых мучеников Софии, Климента и Агафангела.(Ф40, оп. 110, ед.хр. 1129, 1138, 1142, 1144а, 1146, 1148, 1787, 1796) В 1895 году, по благословению епископа Амвросия (Ключарова), был произведен ремонт церкви, были убраны хоры, соответственно убрали и два престола на них. Нужно сказать, что наружный вид церкви сильно пострадал в 1895 году, когда ремонтом искажен был профиль карнизов и вследствие этого они получили грубый вид. Пострадали и купола на церкви и колокольне. Прежде были точно сферические, при замене стропил и обрешетки — стали многогранные. Главка на верхнем барабане вместо круглой была сделана наподобие луковицы. Двухтонная окраска храма была заменена сплошною белою. Прежде белые колонны прекрасно выделялись на темно-красном тоне штукатурки стен. Переделка, будто бы вызванная трещинами от сильного давления тяжелых (400-500 пудов) печей отразилась и на внутреннем виде храма: убраны были с благословения епископа Амвросия не только хоры, но и царские врата, которые "по ветхости" были переделаны. Неоднократно производился ремонт церкви и колокольни."В 1878 году возобновлен иконостас с главной церкви, устроен новый пол, и также устроен и новый престол, который освящен 4-го ноября старанием священника, старосты и прихожан" (Ф40 оп. 110 ед.хр. 1787 лист 199). "как церковь так и колокольня … заново в 1896 году оштукатурена и выбелена" (Ф40 оп. 110 ед.хр. 1799 лист 107).

Храм Архангела Михаила после ремонта в 1895 году"В 1900 году был произведен ремонт церкви и колокольни: заново вызлощены кресты и главы, крыши окрашены зеленою краскою. В 1904 году ремонтирован иконостас, окрашен белою краскою и вызлощен. Иконы, находящиеся в иконостасе, написаны вновь. Устроены в иконостасе так же и новые Царские Врата. Пол в святом Алтаре и на солеи сделан вновь. Внутри храма произведена побелка стен и исправлена штукатурка. В 1905 году во святом Алтаре и во всей церкви окрашен пол, все наружныя и внутренния двери, окна, решетки и четыре киота, стены внизу внутри церкви окрашены масляною краскою. Здания церкви и колокольни очень прочныя. Вокруг церкви устроена прочная, каменная ограда, исправлена и выбелена в 1905 году. Для предания земле умерших имеются требуемые законом особо отведенные кладбища, огорожены забором". (Ф40 оп.110 ед.хр. 1826 лист 144)

К оглавлению

Возрождение святыни

Бог поругаем не бывает. И никаким дьявольским козням не дано победить силу Начальника Воинства Небесного — Архистратига Михаила. Нет преград, которые не преодолела бы Вера Христова. Слава Богу, в Ракитном, жили еще люди, которые помнили храм во всей красе. Они желали всей душой, чтобы возродился дом Божий, чтобы воссиял и возвеличился, чтобы собирались в нем прихожане, ведь церковь — это не только здание, а, прежде всего, люди.

Начало возрождения храмаВ 1989 году храм обрел своих законных хозяев. Строение было передано общине верующих, старостой которых была Анна Харитоновна Бовтрук. Именно она ездила по властным структурам разного ранга с требованиями возродить в церкви богослужения. Власти передали общине старый дом, в котором начали совершать богослужения. Сначала приезжал священник из Новой Водолаги о. Михаил Матвиенко, потом служили о. Иоанн, о Виталий Головко. 28 августа 1991 года назначили в Ракитное иеромонаха Никодима (Сылко). И вот 13 ноября 1991 года в полуразрушенном храме, от которого остались только стены, была отслужена первая после многих лет забвения Божественная литургия, было положено начало возрождения духовной жизни в селе. А год спустя 19 сентября 1992 года, Ракитное впервые после долгого перерыва отмечало праздник — Воспоминание чуда Архистратига Михаила. Службу служил митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при большом стечении верующих со всей округи.

Благодаря особой духовной энергии, искренней вере настоятеля храма, о. Никодима, люди стали понимать, что не хлебом единым жив человек. И началось возрождение этой древней святыни. Взялись за возрождение как говорят "всем миром". Ракитному везло на людей, горевших желанием помочь богоугодному делу. Первые богослужения в храмеПомогали жители не только Ракитного, но и Новой Водолаги, Ватутино, Харькова, школьники, студенты местного училища во главе с директором и преподавателями, учителя, солдаты ближайших воинских частей Д-0050 и МВД. Зачастую старушки отдавали на храм последние копейки. Общине были возвращены лишь стены храма. С помощью местного колхоза, председателем которого был Алексей Тимофеевич Бережной, восстановили крышу, выполнили новый иконостас, пол, оконные переплеты. А потом появились у храма помощники — спонсоры. Словно Господь призвал сюда, в Ракитное, людей неравнодушных, щедрых сердцем, богатых душою.

Когда в обновленной Украине стали возрождаться национальные традиции, вырос интерес к украинской культуре, приехала в село из Харькова Екатерина Михайловна Мезенцева. Она организовала в школе детский ансамбль украинской песни и танца. Ездили юные ракитяне с выступлениями по Украине, были даже в Прибалтике. Большая часть денег, заработанных Екатериной Михайловной, была пожертвована на возрождение храма. Также был создан детский хор, разучивающий церковные песнопения.

Трудно переоценить ту помощь, которую оказала в восстановлении храма харьковский предприниматель, а ныне вице-президент Всемирной лиги меценатов Галина Ивановна Подопригора. Случай привел ее в храм в марте 1993 года. Удивил, восхитил храм Галину Ивановну. Она оплатила работу штукатуров, установила за свой счет ограду вокруг церкви, скульптуры ангелов в ограде, положила у входа плитку. На ее средства закупили ковры и другое убранство храма. Церковную утварь покупала сама община. Несколько уникальных икон передал храму ныне покойный настоятель харьковской церкви Озерянской иконы Божией Матери отец Николай Бараненко. Община этого храма в числе первых перечислила значительную сумму на реставрацию ракитянской церкви. Первые богослужения в храме Также большую помощь оказали: Благовещенский кафедральный собор г. Харькова, Иоанно-Усекновенский храм г. Харькова, государственная карантинная служба защиты растений во главе с начальником Ларисой Ивановной Кравченко, АО "АДИС" директор которого Сергей Николаевич Русинов, Новоселовский горнообогатительный комбинат во главе с директором Николаем Владимировичем Оседця.

После открытия храма сделано многое: заменена кровля, выполнены новый иконостас, пол, оконные переплеты, храм оштукатурен снаружи и внутри, расписан алтарь, ограждена территория, приобретена необходимая церковная утварь.

Обновился Свято-Архангело-Михайловский храм, а его купол увенчал позолоченный крест.Строение расположено так, что и первый утренний солнечный луч играет позолотой креста, и последний, вечерний, когда уже все село окутано ночным полумраком, зажигает над миром этот символ. Что тут особенного? Что особенного в том, как люди, подобно пчелам в погожий летний день, несли в свой божественный улей кто сколько смог и восстановили величественный храм? Современный человек на духовном распутье ищет чуда, желая, подобно Фоме неверующему, собственными перстами коснуться ран Христа, увидеть воскресшего Лазаря, получить кусок от пяти хлебов. Это смогло бы развеять его скепсис. А между тем, Бог постоянно и повсеместно являет свою чудесную волю в большом и малом. Достаточно вспомнить о количестве восстановленных и вновь построенных храмов в стране, вовсе пока не процветающей. Это ли не чудо? Вот так случилось и в Ракитном.

К оглавлению

Современная жизнь прихода

Преобразился Архангело-Михайловский храм. Конечно, многое утрачено навсегда. И далеко до его благолепия времен Куликовских, но царит в нем молитвенная атмосфера духовности. Ни традиция, прерванная в советское время, ни государственные установления, ни карьерные интересы не ведут сегодня человека в храм. Ведет вера, искреннее стремление к Богу.Отрадно, что сюда постоянно приходят не только люди пожилые, но и зрелые, и молодые. Родители приводят своих детей. Это значит, что в мире, наполненном греховностью, безбожием, ересями, все новые и новые души находят путь к истине, воспринимая блеск креста на куполе Храма как свет некоего "маяка" в темном, неспокойном житейском море.

Храм в Ракитном стал Домом молитвы не только для ракитян. В его общине — жители Харькова и соседних сел. Слова Спасителя: "Да любите друг друга" стали основой взаимоотношений прихожан. Здесь все братья и сестры, одна православная семья. В храме совершается годичный круг богослужений. Всенощное бдение накануне воскресных дней, двунадесятых и великих праздников начинается в летнее время в 15.00, а в зимнее — в 14.00. Божественная Литургия в воскресные и праздничные дни начинается 9.00. Особенно благолепно и торжественно проходят дни празднования престольного праздника 21 ноября, а также день воспоминания Чуда Архистратига Михаила 19 сентября. Совершаются таинства крещения, венчания, исповеди, причащения, отпевание и поминовение усопших, молебны.

Современный человек, в силу исторических обстоятельств, мало знаком со священным Писанием, историей христианства, сутью тех или иных богослужений. В таких условиях наиболее эффективный путь веры — от сердца к сердцу. Но и самый трудный, ибо должно найтись одно, от которого зажгутся верой сотни сердец. Отец Никодим, несмотря на большую занятость: службы, требы, участие в работе исполкома сельского совета и многие другие пасторские заботы, никогда не откажет в беседе, посетит больного на дому. Глядя на его служение Господу и людям, немало молодых прихожан избрали священнический путь. Своим наставником считают игумена Никодима бывшие прихожане, а ныне священнослужители: иеромонах Нестор (Петренко), иеромонах Глеб (Свидло), иеродиакон Андрей (Пашко), иерей Константин Селензнев, протоиерей Вадим Галкович, иерей Вячеслав Коваль. Настоятель не обходит стороной местную общеобразовательную школу, аграрный лицей, часто встречается с военнослужащими.

Новая жизнь храма Архангела МихаилаПредмет особой гордости прихода — воскресная школа, в которой преподают педагоги Любовь Горбань и Валентина Ярошенко. Ее воспитанники Лариса Маловичко, Валентин Полупан, Игорь, Виталий и Роман Горбань, Дима Нестеренко, Борис Пелих, Светлана Устименко, Кириена и Богдан Авжабаровы и другие в свободную минуту спешат в храм. Пример им подают старшие. Молитвенное настроение помогает создавать хор, состоящий из Клавдии Молдован, Галины Донец, Ирины Нестеренко, Ирины Авжабаровой, Светланы Долгих, Татьяны Маловичко, Мелании Николаевой, Валентины Ткаченко, Наталии Горбуновой, Наталии Ходаковой, Валерия Ткаченко и Нины Белобровой.

Архистратиг Михаил чудесным образом спас от затопления христианский храм в городе Хонех. "Чудо, явленное в Ракитном". Так говорят все, кто знаком с историей строительства, полувекового забвения и возрождения Свято-Архангело-Михайловского храма. Храм возродился в красоте и благолепии, стал душой и гордостью села, а вместе с ним с молитвой и покаянием возрождаются наши души.

К оглавлению